Пакгаузы (Нижний Новгород)
Выявленный объект культурного наследия «Металлические конструкции павильонов, входивших в состав Центрального здания XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года».
Металлические конструкции, находящиеся в пакгаузах на территории бывшего грузового порта на Нижегородской стрелке, являются уникальным памятником российской инженерной мысли и культуры последней трети XIX века и подлежат постановке на государственную охрану как объекты культурного наследия.
Металлические конструкции, находящиеся в пакгаузах на территории бывшего грузового порта на Нижегородской стрелке, являются уникальным памятником российской инженерной мысли и культуры последней трети XIX века и подлежат постановке на государственную охрану как объекты культурного наследия.
Адрес
Россия
Нижний Новгород,
ул. Стрелка, 21 (литера И), 21 (литера Ж)
Нижний Новгород,
ул. Стрелка, 21 (литера И), 21 (литера Ж)
Выполненные работы
В рамках инженерного обследования технического состояния строительных конструкции пакгаузов выполнено трехмерное лазерное сканирование металлические конструкции павильонов.
Проведен полный комплекс обмерных работ.
По результатам натурных обследований выполнены обмерные чертежи с замерами геометрии и сечений элементов.
Получены обмерные чертежи, фиксирующие генеральные размеры всего сооружения (длины, высоты, размеры пролетов), а также сечения всех конструктивных элементов.
Проведен полный комплекс обмерных работ.
По результатам натурных обследований выполнены обмерные чертежи с замерами геометрии и сечений элементов.
Получены обмерные чертежи, фиксирующие генеральные размеры всего сооружения (длины, высоты, размеры пролетов), а также сечения всех конструктивных элементов.
Фотогалерея
Вид металлических конструкций пакгаузов на момент использования их под склад продукции.
Металлические конструкции павильонов на нижегородской стрелке.
Уникальный памятник российской инженерной мысли и культуры последней трети XIX века.
Два пакгауза - металлические конструкции павильонов выставки 1882 и 1896 годов.
Уникальные ажурные металлические конструкции на Стрелке Нижнего Новгорода.
Обмерный чертеж - разрез металлических конструкций пакгаузов в Нижнем Новгороде.
Результат лазерного сканирования - обмерный чертеж (пакгаузы, Нижний Новгород). Фасад западного корпуса по оси А..
Обмерный чертеж, выполненный по результатам лазерного сканирования (фасад по оси 1).
Результат натурных обследований и лазерного сканирования Пакгаузов (Нижний Новгород) - обмерный чертеж западного корпуса (фасад по оси В).
Историческая справка
Сохранившиеся до нашего времени металлические конструкции павильонов хранят в себе историческую память о Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве и Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и несут информацию о практике и высокой культуре инженерного проектирования большепролетных конструкций в последней четверти XIX века. В XX веке эти конструкции стали свидетелями становления, развития и трансформации речного порта в Нижнем Новгороде, они неразрывно связаны с историей речного порта Нижнего Новгорода.
Вдоль Волги расположены два пакгауза, в которых сохранились уникальные ажурные металлические конструкции главного или центрального здания XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде, перемещенные с XV Всероссийской промышленной выставки 1882 г. в Москве. Эти несущие металлические каркасы проектировали одни из лучших инженеров страны – Г.Е.
Паукер и И.А. Вышнеградский .
Вдоль Оки расположены два пакгауза, построенные в 1930 гг. Их несущие конструкции являются иллюстрацией инженерных и художественных возможностей раннего железобетона. Пакгаузы относились к Речному грузовому порту и являются сегодня ярким напоминанием о знаменательных страницах истории города, когда он благодаря энтузиазму строителей первых пятилеток превращался в мощный индустриальный центр.
Существующие пакгаузы вдоль Волги – с металлическими ажурными конструкциями, и вдоль Оки – с железобетонными конструкциями – рекомендуется рассматривать как выставочные парковые павильоны при сохранении их на существующем месте.
Вдоль Волги расположены два пакгауза, в которых сохранились уникальные ажурные металлические конструкции главного или центрального здания XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде, перемещенные с XV Всероссийской промышленной выставки 1882 г. в Москве. Эти несущие металлические каркасы проектировали одни из лучших инженеров страны – Г.Е.
Паукер и И.А. Вышнеградский .
Вдоль Оки расположены два пакгауза, построенные в 1930 гг. Их несущие конструкции являются иллюстрацией инженерных и художественных возможностей раннего железобетона. Пакгаузы относились к Речному грузовому порту и являются сегодня ярким напоминанием о знаменательных страницах истории города, когда он благодаря энтузиазму строителей первых пятилеток превращался в мощный индустриальный центр.
Существующие пакгаузы вдоль Волги – с металлическими ажурными конструкциями, и вдоль Оки – с железобетонными конструкциями – рекомендуется рассматривать как выставочные парковые павильоны при сохранении их на существующем месте.
Дополнительно
Металлические конструкции, находящиеся в пакгаузах на территории бывшего грузового порта на Нижегородской стрелке, являются уникальным памятником российской инженерной мысли и культуры последней трети XIX века и подлежат постановке на государственную охрану как объекты культурного наследия.
- Металлические конструкции однозначно связаны с двумя Всероссийскими выставками: XV Всероссийской промышленно-художественной выставкой 1882 года в Москве и XVI Всероссийской промышленной и художественной выставкой 1896 года в Нижнем Новгороде – важнейшими событиями российской истории.
- На Стрелке конструкции использовались повторно, однако, более, чем столетняя их история на данном месте неразрывно связана с экономической, производственной , инженерной историей Нижнего Новгорода в ХХ веке. В силу этого изменение места дислокации (перенос) памятника считаем нецелесообразным, поскольку это приведет к утрате исторического смысла.
- Изучение конкретной истории проектирования и изготовления этих конструкций и их переноса по пути Москва – Нижний Новгород – Нижегородская стрелка требует больших архивных изысканий , изучения периодики и длительной работы. При подготовке настоящего отчета была проделана значительная архивная работа в архивах. Комиссией установлено наличие массива еще неизученных документов по этим вопросам в столичных и местных архивах. В связи с этим намечен алгоритм дальнейших исследований.
- Для сохранения и дальнейшего изучения памятника необходима музеефикация всей территории бывшего порта и существующих построек, придание ему культурной значимости, обеспечение общественной доступности и популяризация всех периодов нижегородской истории, связанной с изучаемыми конструкциями.